(095) 042-58-21 Горячая линия
info@lawyers.in.ua
г. Киев, бул. Т. Шевченка, 33-б
Юридический блог
Публикации

16/11/2017

Временный вид на жительство в Украине от волонтерской организации

В соответствии с Приказом Министерства внутренних дел Украины от 15.07.2013 г. № 681 «Об утверждении Временного порядка рассмотрения заявлений для оформления постоянного вида на...

19/09/2017

Порядок регистрации места жительства иностранцев в Украине

Порядок регистрации/снятия с регистрации места жительства/пребывания лиц в Украине предусмотрен правилами, которые утверждены Постановлением Кабинета Министров Украины, № 207 от 2 марта 2016г....

30/08/2017

Получение иностранцем разрешения на временное место жительства на основании обучения в Украине

На протяжении независимости Украины, можно увидеть тенденцию, что многие иностранцы приезжают в Украину с целью получить тут высшее образование. В первую очередь это касается профессий в таких...

Все публикации

Признание сделок ничтожными на основании акта проверки неправомерно!

14/12/2011

Письмо Госкомпредпринимательства Украины от 16.09.11 г. № 7319

Радует, что государственное ведомство оправдывает свое назначение, продолжая защищать интересы предпринимателей. Тем более, когда это касается вопросов, получивших широкий резонанс в предпринимательской среде, в частности, процедуры доначисления сумм налогов и штрафных санкций за «ничтожными» договорами, признанными таковыми на основании акта налоговой проверки, которая побила все рекорды по массовости применения.

Следовательно, в этом письме Госкомпредпринимательства обращает внимание на такой очень важный в этом вопросе момент:

«... О правомерности органов государственной налоговой службы признавать сделки ничтожными отметим, что согласно абз. 1 ч. 2 ст. 215 Гражданского кодекса Украины недействительным является сделка, если ее недействительность установлена законом (ничтожная сделка).

Особое внимание следует обратить на нормы гражданского законодательства Украины, которые изложены в ч. 1 ст. 204 Гражданского кодекса Украины, согласно которому сделка является правомерной, если ее недействительность прямо не установлена законом или если он не признан судом недействительным (презумпция правомерности)
...».

Именно так! Согласно ст. 204 ГКУ сделка является правомерной, если она не признана судом недействительной. И ссылка контролирующего органа на то, что в налоговых отношениях эта норма не может применяться, законодательно не обоснована. Ведь в налоговом законодательстве содержится аналогичное требование: для того чтобы налоговым органом были применены последствия недействительности договора, должно быть соответствующее решение суда. Это четко указано в п. 140.2 ст. 140 НКУ.

При этом Госкомпредпринимательства в комментируемом письме со ссылкой на ст. 10 Закона Украины от 14.12.90 г. № 509-XII «О государственной налоговой службе в Украине» совершенно справедливо обращает внимание на наличие соответствующих полномочий ГНИ в районах, городах без районного деления, районах в городах, межрайонных и объединенных специализированных ГНИ подавать в суды иски к предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам о признании соглашений недействительными и взыскании в доход государства средств, полученных ими по таким соглашениям, а в других случаях, средств, полученных без установленных законом оснований, а также о взыскании задолженности перед бюджетом и государственными целевыми фондами за счет их имущества.

Так почему же именно этими полномочиями налоговые органы не пользуются, и практика признания ими договоров ничтожными на основании акта проверки (как правило; по результатам проведения внеплановой документальной проверки) так распространена? Ответ прост: экономическая эффективность.

В Украине налоговое ведомство уже давно не является органом контролирующим, задача которого - проверка и контроль соблюдения налогового законодательства. Налоговое ведомство сейчас орган карательный, который взимает. Его задача - не проверить, а начислить. Любой налоговик расскажет о существовании спущенных сверху планов доначислений по налогам. Получается, что налоговая администрация планирует налоговые преступления? Но это же абсурд.

Сегодня можно говорить о том, что существует определенная «плановая экономика» ГНАУ, основной целью которой, в частности, является получение максимального экономического эффекта (суммы доначислений), затратив для этого минимум ресурсов, человеческих и материальных.

В принципе можно даже ввести простой экономический термин - «прибыль» с целью измерения эффективности работы ГНИ на местах и налоговой службы в целом. И как любая прибыль, он будет рассчитываться по простой формуле: «Доход минус расходы». Согласно экономическим законам для увеличения прибыльности расходы должны минимизироваться. А это значит, что там, где только это возможно, налоговый орган не должен инициировать судебные процессы и привлекать минимум трудовых ресурсов.

Ведь как должны были бы поступить налоговики, действуя в рамках правового поля:

1. После обвинительного приговора (относительно конкретных физических лиц) по ст. 205 Уголовного кодекса Украины «Фиктивное предпринимательство» должны быть признаны (также судом) недействительными конкретные сделки, заключенные «фиктивной фирмой». Это необходимое условие! Ведь даже если фирма признана, она могла заключать действительные (т.е. «не фиктивные») договоры (вряд ли кто будет ставить под сомнение действительность договора приобретения, скажем, канцтоваров для ее «внутреннего пользования»). И расставить все точки над «и» в этом вопросе, отделить действительные сделки фирмы «с подмоченной репутацией» от не действительных, задачи суда. Таким образом, для начала разговора о возможности признания сделки недействительной должны быть ДВА судебных решения!

2. И только после этого проводится налоговая проверка, результатом которой является акт с доначислениями сумм налогов по недействительным договорам. В таком случае у налогового органа будет вся необходимая доказательная база.

Как видим, «законный» путь очень затратный. Но самое главное в таком случае - соблюдение закона!

Доначисление сумм налогов по результатам проведения внеплановой документальной проверки ГНИ (по ничтожным договорам) - это незаконно и бездоказательно! Однако (и тут не поспоришь) экономически эффективно, поскольку используется минимум ресурсов: потрачено всего несколько дней работы налогового инспектора и никаких судебных издержек.

К сожалению, приходится признать, что практика работы налогового органа сейчас такова, что действия в рамках закона становятся для него менее приоритетным вопросом сравнению с мгновенной экономической эффективностью. Но налогоплательщики уплачивают налоги в государственную казну вовсе не за это! А потому имеют право требовать неукоснительного соблюдения должностными лицами органов государственной власти Конституции и законов Украины, действия которых в разрез их полномочий и способом, не предусмотренным действующим законодательством, не могут быть оправданы низкой «экономической эффективностью» и несоблюдением «плановых показателей» обеспечения налоговых поступлений в бюджет.

Елена ЖУКОВА аудитор, адвокат
директор АФ «Сайвена-аудит»


Рубрика: Налоговое право

E-mail: